###Сошо-Монбельяр - или же Пежо-виллидж ###
За время работы в Sport.ua в заграничных командировках приходилось бывать не раз, причем в некоторых странах и по нескольку раз, однако Франция пока оставалась, выражаясь латынью, Terra Incognita. Поэтому, когда появилась возможность благодаря матчу в Сошо между местной командой и «Металлистом» побывать в этой овеянной романтикой страной, ждал поездки с любопытством.
Конечно, самая что ни и есть окраина страны, не то место, которое может дать полное представление о ней – это как судить обо всей Украине, к примеру, по городку во Львовской области Мостиска. Но тем не менее...-
Еще при интернет-знакомстве с Сошо, выяснилось, что это практически большая деревня с населением около 5.000 жителей. Если уж говорить с уважением – то совсем небольшой тихий, провинциальный городок. Несколько кафедральных соборов говорят о его старинном происхождении, но в основном это жилые дома и здания современной постройки.
Главные достопримечательности Сошо две – это завод по производству автомобилей «Peugeot CitroËn», вокруг которого и крутится вся жизнь города, а еще футбольный клуб, права на владение которым Сошо делит с соседним городом Монбельяр, почему в оригинале команда и носит название «FC Sochaux-MontbÉliard».
Сама территория завода размещается одновременно в двух городах – войдя на завод через одну проходную в Сошо, выйти можно через другую, уже в Монбельяре. Кстати, проходная завода – это не то, что есть в нашем понимании, с вахтерами у вертушки, бдительно досматривающих содержимое сумок у трудящих: а вдруг кто пронесет свечи зажигания или подшипники. У «Peugeot CitroËn» это вертушка с электронным входом, у которого нет не то, что вахтера, но и нечто похожего на будку, где бы он мог обитать.
Основное средство передвижения в Сошо, конечно же, авто, и, конечно же, это «Пежо». Хотя, сказать, что эта марка автомобиля является эксклюзивной в городе, нельзя. Изредка можно увидеть французский «Рено», и совсем уже редко – изделия других автогигантов.
Невозможно не сказать о местном автосервисе – небольшой мастерской, которая занимается восстановлением и продажей «Пежо». Поначалу издалека показалось, что это сервисная точка продажи новых автомобилей, настолько с иголочки выглядели стоящие возле него автомобили. Но нет, это оказались машины с пробегом и гарантией, а цена на них зависела от года выпуска и километража пробега. Так симпатичная красненькая машинка «Пежо 307» 2010 года выпуска с пробегом 44.000 км стоила 9.900 евро. Где-то в этих пределах колебались цены и на остальные машины разных моделей, с годом выпуска не далее 2006 года, пробегом не более 100.000 км, а цены на них были в пределах от 8.000 евро до 16.000. Эх, этот бы сервис да к нам, наверное, машины там бы долго не стояли.
Дорога к стадиону «Огюста Бонали», как и в город Монбельяр, где он расположен, идет вдоль завода и занимает не более получаса неспешным ходом. За это время можно насладиться прилегающей к дороге природой, и ходьбой по ровному, как ледяная поверхность, и чистому асфальту, на котором четко разграничена пешеходная полоса и полоса для велосипедистов.
Монбельяр, хоть по нашим меркам и небольшой, всего около 25.000 жителей, но это уже история Франции. Основанный в 10 веке нашей эры город входил еще в состав Римской империи, а имя свое получил от князей Монбельярских, чей замок и является главной исторической достопримечательностью, возвышаясь над всем городом.
Самое милое место Монбельяра – это местный Арбат Rue Cuvier, где старинные здания чередуются с современными, множество кафешек, мелких магазинчиков, но есть и приличные магазины, конечно, если исходить из масштабов самого Монбенльяра.
В футбольном фанатизме Сошо накануне матча с «Металлистом» замечен не был – ни одной афиши или плаката с анонсом игры замечены не были. Я вам не скажу за весь Сошо с Монбельяром, но и большой любви к местной команде местной население не выказало. Несмотря на то, что с английским у обитателей этих двух городков совсем беда – в основном на уровне «a little bit», но и этого было достаточно для того, чтобы понять, что отношение к «Сошо» спокойное. А на вопрос, какая же команда им нравится, можно было услышать «Марсель» и «Лион». Не удивительно, что за день до игры на матч было продано 7.000 билетов, пресс-атташе клуба сказал, что все будут счастливы, если на матч придет тысяч 10, но в итоге на избиение «Сошо» на трибунах посмотреть собрались около 8 с половиной тысяч человек.
Если сравнивать с почти сорока тысячами в Харькове, то можно сделать вывод, что нам Лига Европы важнее. Ну а то, как «Металлист» на поле продемонстрировал, что он ее более достоин, чем «Сошо», вызывает только слова восхищения. Каждый может сейчас для себя назвать тот момент, когда ему стала ясна неизбежность победы «Металлиста». По себе же скажу, что окончательно успокоился только после третьего гола. До этого же, хотя «Металлист» и выглядел убедительно, но буквально перед игрой все наши журналисты обсуждали матч «Спартак» – «Легия», в котором, как вы помните, москвичи тоже быстро повели 2:0.
Основную звуковую поддержку футболистам оказывали фан-сектора, расположенные за воротами. «Наших» было человек 30, а суппорт «Сошо» размещался за каждыми из ворот на втором ярусе. Надо сказать, что французские болелы выдержали весь позор своего клуба до последней минуты, а основным объектом своего внимания выбрали форварда Модибо Майга. Еще на представлении он получил свою долю свиста. Раскатистым смехом и свистом приветствовалась каждая неудачная попытка малийца пробить по воротам. Во втором же тайме фанаты «Сошо» перешли на пение – неточные удары или технический брак Майга «приветствовались» дружным хором «Мерси, Майга».
Нашел на трибунах и продолжение спор между болельщиками, какая же из команд по-настоящему «желто-синяя». Еще в Харькове харьковчанами был вывешен баннер, что настоящий «желто-синий» – это «Металлист». Сошо ответил своим баннером «Помилка...- Жовтий и синій, що тут».
Два дня в Сошо-Монбельяре пролетели незаметно. Какие же главные впечатления? Тихая-тихая размеренная жизнь, где никто никуда не торопится, и где за два дня не удалось увидеть ни одного полицейского. Поинтересовался у коллег – говорят, что они все-таки видели. Местный люд уверен и спокоен – отработав смену на «Peugeot CitroËn» со временем можно заработать и на свой собственный «Пежо», а вечером в уютном кафе за бокалом изысканного французского пива «Kronenbourg» можно порассуждать о бренности французского бытия.
«Металлист» в жизни Сошо был лишь не самым приятным эпизодом, проигрыш в котором не стал трагедией ни для футболистов, ни для их болельщиков. Первые после поражения твердили о необходимости победы над «Сент-Этьеном», которая в эти выходные была таки добыта. Наиболее фанатеющие – поджидали футболистов у выхода со стадиона, чтобы взять автограф.
Как же Франция? Как «Сошо» это не весь французский футбол, так и Сошо-Монбельяр – это не вся Франция. А она, зараза, как красивая женщина, после одного прикосновения к ней теперь манит к себе с еще большей силой.
Анатолий ПОДВОЙСКИЙ, Сошо – Монбельяр, фото автора
P.S. Редакция Sport.ua выражает благодарность ФК «Металлист» за помощь в организации поездки в Сошо и подготовке этого материала